История города Тихорецк связана со строительством Владикавказской железной дороги.
В 1860 г. Александр II подписал Указ о создании новой административной единицы Российской империи - Кубанской области.
Перед правительством России встал вопрос об экономическом освоении новых земель и политическом закреплении в новой области. В 1859 г. Наказной Атаман Войска Донского обратился к Военному Министерству с просьбой о постройке железной дороги.
26 мая 1860 г. Военный министр генерал-адъютант Сухозавет подписал письмо, разрешившее это строительство, начавшееся активно и скоро.
Владикавказская железнодорожная магистраль дала колоссальный толчок развитию всей экономики Кубани.
С первых лет строительства дороги на необжитых местах стали возникать поселки железнодорожников. Среди рабочих все чаще стали появляться крестьяне, искавшие заработок на стороне. В 1862 г., после принятия "Постановления о переселении в Закубанье", поток переселенцев дали Воронежская, Харьковская, Полтавская, Курская, Черниговская, Орловская и др. губернии. Переселенцы вносили свой вклад в изменение жизненного уклада в места, где они начинали новую жизнь.
17 мая 1874 года через маленькую железнодорожную станцию Тихорецкая прошел на юг первый грузовой поезд по новой Владикавказской железной дороге. Эта дата считается датой основания железнодорожной станции Тихорецкая на западной окраине земельного юрта казачьей станицы Тихорецкой Ейского уезда Кубанской области. При железнодорожной станции появляется небольшой неофициальный поселок, в 1882 году на станции был уже небольшой деревянный вокзал, несколько деревянных бараков и он насчитывал 41 жителя. После пуска в эксплуатацию железнодорожных веток на Новороссийск, Царицын и Екатеринодар железнодорожная станция стала узловой. В 1895 году на месте разросшегося поселка при железнодорожной станции создается хутор Тихорецкий в подчинении станицы Тихорецкой, на котором через два года уже числилось 2 077 жителей, а в 1917 - 14 313 жителей, в основном иногородних, частично казаков. Станция стала крупным транспортным и промышленным центром северной Кубани. В октябре 1899 г. открыты паровозоремонтные мастерские, дистанция пути, в 1902 г. - северное локомотивное депо, на территории станции были построены огромные хлебные склады и амбары, стали появляться частные промышленные и торговые предприятия. В 1883 году было построено кирпичное здание вокзала.
Говоря о социально-экономическом развитии хутора Тихорецкого в конце прошлого - начале нынешнего веков нельзя не вспомнить имя начальника Тихорецкой дистанции Влавдикавсказской ж.д., коллежского секретаря, инженера Бориса Николаевича Акимова. Благодаря его инициативе и непосредственному участию были построены в 1902 году один из перых на Владикавсказской железной дороге клуб железнодорожников (клуб им. Меньшикова), в 1907 г. - 2-х классное женское училище (позднее женская прогимназия). Он был почетным блюстителем железнодорожного 2-х классного мужского училища, председателем попечительского Совета по постройке Николаевской церкви (открыта 26.12.1908 г.) Стал инициатором создания мужской гимназии, открытой 03.10.1910 г. как Тихорецкое мужское коммерческое училище (сш. № 34).
Его стараниями было установлено в училище несколько стипендий для бедных одаренных учеников, а после отставки Б.Н. Акимова была учреждена его именная стипендия для обучения бедного ученика.
В начале 1900 г. на станции Тихорецкой произошло первое стихийное выступление рабочих паровозоремонтных мастерских, в мае и ноябре 1902 г. -митинг и забастовка, в октябре-декабре 1905 г. - забастовка и восстание. 10 января 1918 г. на многолюдном митинге в клубе железнодорожников председателем Совета рабочих и солдатских депутатов М.К. Меньшиковым провозглашается Советская власть. В декабре 1917 г. - июле 1918 г. ж.д. станция и хутор были военным центром Красной Кубано-Черноморской армии, затем Северо-Кавказской республики, вплоть до занятия 14 июля Добровольческой армией. 9 августа 1918 года на хуторе Тихорецком создано атаманское правление, с марта 1920 г. после наступления Красной Армии в хуторе Тихорецком снова устанавливается Советская власть.
8 августа 1922 года Тихорецкий хуторской Совет получил права городского, а 26 января 1923 г. хутор преобразован и получил статус - заштатный город Тихорецк Кавказского отдела Кубано-Черноморской области. 2 июня 1924 г. Тихорецк стал районным центром, а 1 марта 1926 г. постановлением Президиума ВЦИК и СНК Тихорецк вошел в список городов районного подчинения Северо-Кавказского края, население которого составлено 19.2 тыс. чел.. Город быстро рос и развивался. В 1939 году население его составляло уже 36.7. тыс. чел. Стала застраиваться его юго-западная часть, развиваться социально-экономическая сфера. В 1926 г. строится мясокомбинат, в 1929 г. - птицекомбинат. В январе 1930 г. паровозоремонтные мастерские преобразуются в завод, 1934 г. мастерские службы пути - в завод "Красный молот", в 1929 г. строится красивое здание железнодорожной больницы, действовали горбольница, 2 амбулатории, консультация, поликлиника, работали 2 железнодорожных клуба, 3 зимних и 2 летних кинотеатра и библиотека, городской радиоузел. В 1939 году началось строительство Дворца культуры.
Большие испытания принесла тихоречанам Великая Отечественная война. В период немецко-фашистской оккупации с 5 августа 1942 г. по 30 января 1943 года было замучено около 3.5 тыс. тихоречан. Среди них - хорошо известный накануне войны первый секретарь райкома партии Георгий Дмитриевич Морозов, учительница Юлия Карташова, машинист Жишко, партизан Ефим Комаристый и многие - многие другие. Станция и город подвергались постоянным налетам вражеской авиации, поэтому после освобождения города 317-й, 417-й и 351-й стрелковыми дивизиям Северо-Кавказского фронта освободители вошли в почти полностью разрушенный город. Пострадали почти все предприятия, общественные здания, многие жилые дома. Ущерб, нанесенный городу войной, составил 85 млн. руб.
В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки воевали на различных фронтах, многие из них получили высокие боевые награды. Но особенно мы гордимся Героями Советского Союза. Это З.А. Сорокин, Е.А. Жигуленко, А.С. Гуцало, С.А.Долинский, Г.А. Кузенко, Г.А. Бочарников, К.Т. Першин, Ф.Ф. Симаков, П.И. Степаненко, И.Е. Яковченко и полными кавалерами Орденами Славы - В.П. Скарга и В.С. Шахрай.
4004 тихоречанина не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Из них пропали без вести - 2 153, погибли - 1 851.
В знак благодарности и вечной памяти тихоречане установили в 1959 г. на центральной площади города - площади Победы памятник воинам - землякам, погибшим в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн (скульптор - И.М. Шмагун, архитектор - Е.Г.Лащук), а в 1990 г. у памятника были установлены мемориальные плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны тихоречан.
После войны и восстановительного периода начинается интенсивное развитие города и его промышленности. В 1953 г. создается опытный шпалопропиточный завод, в 1957 г. - кирпичный завод, завод по обработке гибридных семян кукурузы, в 1959 г. - механический завод, в 1961 г. - винзавод, 1963 г. - консервный завод, 1963 г. - рефдепо.
В 1956 г. завод им. Воровского начинает выпускать путевые машины, в 1964 г. "Красный молот" - химическое оборудование. Маслосырзавод появился на основе старой базы, а после реконструкции 60-х годов стал сыркомбинатом.
Все это дало возможность 21 августа 1961 г. преобразовать Тихорецк в город краевого подчинения.
Продолжает расти население Тихорецка, к 1970 г. его численность достигла уже 60.2 тыс. человек.
В 70-80 годы произошли существенные улучшения в экономике и социальной сфере нашего города. В 90-годы город продолжает оставаться крупным узлом, промышленным центром севера Кубани.
Большой вклад в экономическое и социальное развитие нашего города внесли люди, руководившие в разное время ГК КПСС и горисполкомом: Леонид Иванович Горский, Филипп Иванович Токаренко, Виктор Павлович Артуганов, Николай Владимирович Воробьев, Владимир Николаевич Еремеев, Анатолий Петрович Силецкий, Николай Иванович Лисиченко, Виктор Васильевич Карпенко.
После спада производства в середине 90-х годов, вызванного общероссийским кризисом, к концу 90-х наш город значительно преобразился. И это - результат совместного труда органов местного самоуправления города, руководители городских предприятий и служб и самих тихоречан.
В декабре 2004 года главой муниципального образования город Тихорецк был избран Сергей Павлович Сергеев.
Вся деятельность руководства города направлена на стабилизацию и поддержку экономики, бюджетообразующего потенциала, на развитие и благоустройство города.
Около пятидесяти лет хранит историю Тихорецка историко-краеведческий музей. Его основатель - краевед Григорий Авксентьевич Дзекун. Созданный в 1959 г. как общественный музей, сегодня это один из лучших муниципальных музеев Краснодарского края.
В экспозиции музея - история нашего города, имена и судьбы интересных людей, кубанская культура и быт, природа нашего края. В музее собраны прекрасные коллекции: этнографическая, старинных фотографий и документов, нумизматики, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, естественно-научная - всего около 15 тыс. единиц хранения. А открывшийся в 2001 году раздел экспозиции, посвященный дважды Герою Социалистического труда, генеральному конструктору специальной космической техники, уроженцу г. Тихорецка Д.И.Козлову является уникальным не только в Краснодарском крае.
Экспозиция музея состоит из двух частей - исторической и выставочной. Историческая экспозиция - постоянный помощник в патриотическом воспитании, в проведении уроков - экскурсий, встреч, классных часов. В выставочных залах работают сменные выставки, которые привлекают в музей любителей живописи, декоративно-прикладного искусства, коллекционеров. В краевом смотре - конкурсе музеев, посвященном 65-летию образования Краснодарского края Тихорецкий историко-краеведческий музей занял 2-е место.
В городских школах хорошо знают экскурсоводов и научных сотрудников музея - Пуховицкую Л.А., Чечикову И.В., Казе Е.И., Жданову Е. Г. С 1985 г. руководит музеем заслуженный работник культуры Кубани Алла Юрьевна Бабова.